21 ноября 2017, 12:00 Интервью

Сергей Зозулин — о тренерах, клубной структуре и системе подготовки молодежи

Главный тренер БК «Самара», председатель Тренерского совета клуба Сергей Зозулин рассказал о своей работе в новом статусе, поделился мнением о выстроенной в клубе структуре и высказал предложения по оптимизации системы подготовки баскетболистов.

«Работа, которой я сейчас занимаюсь, многогранна»

- У меня в предыдущие годы была задумка — сделать для себя перерыв, чтобы более внимательно подойти к работе в клубе в плане организации тренировочного процесса главной команды и постановки работы всех наших тренеров, от детско-юношеского отделения до основной команды.

Работа, которой я сейчас занимаюсь, многогранна, если брать только время — его она занимает больше, чем работа только с главной командой: много времени занимают общение и работа с тренерами и игроками всех команд. Приятно то, что весь наш тренерский состав хочет расти в профессии, идти все выше и выше. И мы для этого проводим и тренерские семинары, и теоретические, и практические занятия.

«Было бы абсурдно, если бы тренер по хоккею не умел кататься на коньках»

- Сейчас я разрабатываю программу поэтапной подготовки всех возрастов. В баскетболе есть свои этапы подготовки, их шесть-семь. И я хочу сделать такую программу, чтобы по ней наш клуб мог стабильно работать, чтобы в Самаре была создана «школа баскетбола», наподобие прибалтийской «школы» или югославской.

Начальный этап подготовки делится на три части: с 6 до 9 лет, с 9 до 12 и с 13 до 15 лет. Это этапы юношеского развития. На первой стадии важную роль играет организация тренировочного процесса, вовлечение детей в занятие баскетболом и приобщение к спорту вообще

Кроме того, я хочу, чтобы наши тренеры были более подкованы педагогически, знали строение и физиологию детского организма. Пока же я столкнулся с тем, что многие тренеры далеки от представлений о том, что такое педагогика, не говоря уже о физиологическом развитии ребенка, о том, на каком этапе детям можно давать упражнения на координацию, равновесие, баланс тела, на ловкость, на гибкость...

Важную роль я отвожу и тому, чтобы тренеры, помимо знаний, еще и сами обучались игре в баскетбол. Сейчас из всех тренеров нашего клуба единственный, кто получил громадный опыт игрока — Игорь Грачев. С ним у меня связано практически 30 лет совместной работы. Он и как игрок был очень высокого уровня, и мы сейчас должны помочь ему стать таким же тренером. Может быть, и поздновато называть его «молодым» тренером, но он играл до 38 лет и сейчас семимильными шагами старается достичь того уровня понимания игры как тренер, который соответствует Суперлиге. И все зависит только от него самого.

Другим же тренерам нужно, в первую очередь, работать над собой: какие-то технические элементы, элементы перемещения по площадке — все это любой детский тренер должен уметь показать. Ведь было бы абсурдно, если бы тренер по хоккею не умел кататься на коньках — как он обучал бы детей? А у нас иногда бывает так, что тренер приходит на занятие, садится на стул и, не поднимаясь с него все полтора часа, провести тренировку. Понятно, что такой тренер никакой подготовительной работы с детьми не проведет.

«В клубе уже выстроена «пирамида». И она постепенно начнет давать качество»

- У нас в клубе уже выстроена «пирамида». И она, думаю, постепенно начнет давать определенное качество. Но не нужно забывать, что любое качество требует финансовых вложений. Сейчас наши ребята уже тренируются в тех залах, которые соответствуют необходимому уровню: в СГЭУ, в спорткомплексе «Стара-Загора», в «Молодежном».

Но было бы совсем иначе, гораздо лучше, будь у нас своя база, о которой мы мечтаем не одно десятилетие, еще со времен «Строителя». И училище олимпийского резерва, то, что раньше называлось «интернат», где имелись бы условия для проживания, обучения и регулярных тренировок иногородних ребят. Конечно, не нужно делить игроков на «своих» и «приезжих». Если мы в каждом возрасте на каждую позицию будем точечно привозить игроков, которых у нас нет — считаю, это правильная постановка дела, отвечающая политике нашего клуба: чтобы играли местные ребята, усиленные лучшими российскими игроками.

Но нужно также учесть, что перебор талантливых игроков в одной команде, хотим мы этого или не хотим, ведет к тому, что снижается их игровое время: конкуренция не дает сформироваться личности, так так у игрока нет права на ошибку и возможности для поиска вместе с тренером и проявления индивидуальных качеств. Я с этим столкнулся, когда в Казани работал с ребятами 1983-1984 годов рождения, возраста моего сына Алексея. Там было очень много талантливых ребят, но каждому найти определенное время очень сложно. Поэтому мы в УНИКСе постепенно начали этих ребят отдавать в аренду, чтобы они получали практику уже на уровне мужских команд.

Не стоит забывать и о финансовой составляющей. Если мы не поднимем работу детских тренеров в финансовом плане на необходимый уровень — сложно с них что-то спрашивать и вряд ли можно привлечь к этой работе новые квалифицированные кадры. Не менее важен и вопрос медицинского обслуживания. Все должны понимать, что без врачебного контроля с детьми заниматься попросту недопустимо. И врачи не должны быть запрещающие: «Ой, у него пальчик заболел — запретить ему заниматься баскетболом и спортом вообще!» Нужно искать возможности, чтобы дети все равно тренировались с посильной нагрузкой.

«У нас всегда были хорошие ребята. Но им не хватает среды и системы подготовки»

- Кроме того, что я уже сказал про училища, нам необходимо реформировать всю систему подготовки. В Советском Союзе сборные проходили сборы для подготовки к первенствам Европы и мира практически круглогодично — отсюда и результаты. И сейчас, считаю, стоит вернуться к этой практике. При этом не проводить каких-то больших сборов, но, например, сделать в начале сентября установочный пятидневный сбор по всем возрастам. А сборные тех возрастов, которые не участвуют в первенствах Европы, собирать в федеральных округах. Но здесь важную роль должны играть полпреды от РФБ и Минспорта России, которые по сути были бы гостренерами от резервных сборных страны на местах, осуществляя контроль за подготовкой и внося коррективы. В ноябре-декабре, феврале и апреле — три-пять дней на подготовку и выезд на турнир. Плюс централизованные летние сборы.

При таком подходе, считаю, с 13-14-летнего возраста мы бы имели сборные, подготовленные к тому, чтобы сражаться не за сохранение места в дивизионе А или выход в дивизион А, а за места как минимум в первой четверке дивизиона А. Почему я в этом уверен? У нас всегда были хорошие ребята — по антропометрии, по своим физическим данным. Но им не хватает среды и системы подготовки. Если мы это организуем — будут и результаты.

А до 13-летнего возраста мы в своем регионе должны сделать для детей как можно больше соревнований, причем на высоком уровне. Как, например, делают в бывшей Югославии? Там дети 6-8 лет занимаются подвижными играми, плюс им дают возможность заниматься и баскетболом. Но они играют на площадках уменьшенных размеров, с менее высокими кольцами и не пять на пять — а три на три. А уже с 11 лет играют четыре на четыре, причем защита — только личная. Если мы хотим подготовить наших детей должным образом, считаю, это обязательно нужно внедрить именно в региональных соревнованиях.

На всероссийских соревнованиях тоже должны существовать определенные правила. Я, например, знаю, как обстоят дела в ведущих странах Европы. Там, во-первых, более ранняя подготовка детей, более грамотная работа с ними. Но кроме того, там правильно подводят детей: для детей игра — это прежде всего удовольствие. А кричать на них, повышать голос — не совсем правильно. Важно находить с детьми общий язык, разговаривать, чтобы между тренером и игроками было взаимопонимание.

«Главная команда — это пик нашей клубной пирамиды»

- «Самара» сегодня соответствует всем параметрам тех клубов, которые должны иметь приоритет у РФБ. И я объясню, почему. Главное: мы имеем стабильное финансирование. Причем я не беру только команду Суперлиги — мы имеем стабильное финансирование всей нашей пирамиды. В этом большая заслуга президента клуба и единомышленников, которые ему помогают. Без этих людей и без энергии Камо Сергеевича Погосяна ничего бы не было. Мы вместе работаем седьмой год и благодаря его энтузиазму у нас есть и молодежная команда, и команда ДЮБЛ, дети всех возрастов участвуют во всероссийских и европейских соревнованиях.

Мы также улучшаем качество баскетбола в своем регионе: помогаем в организации работы детских секций, определенную социальную работу ведет наша медиа-группа. И, конечно, мы систематически осуществляем контроль за наиболее одаренными детьми в Самарской области и работаем с ними, стараясь вывести их на определенный уровень, чтобы они попадали в резервные сборные страны.

Что касается наших команд в ДЮБЛ и молодежной лиге... У нас есть несколько талантливых ребят в юношеской команде, и многое будет зависеть от них: как они сами будут настроены на достижение высоких результатов. Не буду пока их называть, но они у меня «на карандаше». Есть талантливые ребята и в молодежной команде. И их уже можно назвать, они подключаются к основной команде: Филипп Стойко, Дмитрий Гусенков и Дмитрий Халдеев. Все трое уже могут, думаю, подключаться к матчам Суперлиги, учитывая, что игр там в этом сезоне гораздо больше. Да и уровень Суперлиги сейчас ниже, чем был в предыдущие годы. Хотя, конечно, все будет зависеть от того, посчитает ли нужным Игорь Грачев подключать их к основной команде. Большая работа проводится и с тренерами юношеской и молодежной команд — Ильей Локтионовым, Алексеем Щукиным, Дмитрием Пивцайкиным, Виктором Кулагиным и Алексеем Солдатенковым.

Недавно наша молодежная команда дома играла с «Нижним Новгородом-2». Главная цель и ДЮБЛ, и молодежки — выявление более одаренных ребят, которые в дальнейшем «стучались» бы и в главные команды своих клубов, и в резервные сборные страны. В «Нижнем Новгороде» я таких ребят не увидел. До этого я был в Санкт-Петербурге на матче с «Зенитом-2». У питерцев много высокорослых ребят, «подающих надежды», но вот ребят, которые были бы близки к тому, чтобы сделать шаг к сборным или команде Суперлиги-1, там нет. У нас же такие, повторюсь, есть. И есть те, которые при должной работе могли бы в будущем стать полноценными игроками команды Суперлиги.

Я уже видел практически все команды Единой молодежной лиги ВТБ. И считаю, что наша команда должна претендовать в турнире на самое высокое место. Не буду говорить про первое, второе или третье, потому что у нас иногда бывает так, что в погоне за результатами забывают про ребят, которые в будущем должны играть в основной команде, резервных или главной сборной. Но в борьбе за призовые места наша молодежная команда точно может участвовать, а при удачном раскладе — поборется и за первое.

Если говорить о главной команде, то сейчас в Суперлиге явно выделяются три команды: «Темп-СУМЗ-УГМК», «Спартак-Приморье» и «Самара». У нас в составе есть баланс — и молодость, и опыт. И все будет зависеть от того, как все мы вместе поможем команде сработать на результат. Главная команда — это пик нашей клубной пирамиды.

Похожие новости